СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель методического Директор МОУ «Михневская
совета МОУ «Михневская средняя общеобразовательная
средняя общеобразовательная школа»
школа» ______________Богатырёва Н.И.
________________________ «_____»____________2009 г.
«____»____________ 2009 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о
перечне компетентностей
и процедурах подтверждения их сформированности
у
учащихся
Положение о перечне компетенций в школе
и процедур подтверждения уровня их сформированности
1. Общие положения.
1.1. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
1.2. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становиться не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.
1.3. Настоящее положение утверждает перечень компетенций, над формированием которых работает школа, и процедур подтверждение их уровня сформированности.
1.4. Администрация школы в деятельности по созданию компетентностной модели образования в школе руководствуется «Стандартами образования», учебными программами по общеобразовательным предметам, методическими рекомендациями районного управления образования, различной методической литературой.
1.5. Ниже перечисленные учебные компетенции и процедуры отслеживания их уровня сформированности реализуются на основании решения педагогического совета от
1.6. Образовательные компетенции, определенные школой, отвечают специфическим учебным, воспитательным и социальным задачам, и включаются учителями – предметниками в «Рабочие программы».
2. Цели и задачи компетентностного подхода к школьному образованию.
2.1.Целью компетентностного подхода к
школьному образованию
является связь различных образовательных воздействий (разного рода образовательных программ, дополнительного образования, воспитательной системы и развивающих сред) с конечными и промежуточными результатами работы школы – формируемыми личностными культурно – образовательными компетентностями обучающегося и, соответственно, сформированными указанными компетентностями выпускников.
2.2. Задачи:
I. Социальные |
II. Образовательные |
1. Осуществить социальную справедливость в отношении общеодаренных, способных и мотивированных детей независимо от имущественного, социального положения, образовательного и культурного уровня их семей, обеспечив таким учащимся возможность в специально организованной образовательной среде полностью раскрыть свои дарования. |
1. Обеспечить формирование «компетентной личности», «личности с открытой траекторией», что предполагает использование различных образовательных практик в личностно ориентированной парадигме, прежде всего, практик самоопределения, когнитивной и адаптивной. |
2. Обеспечить социально – психологическую защиту общеодаренных, способных и мотивированных детей и подростков, соответствующую психокоррекцию их поведения и адаптацию к существующим общественным условиям. |
2. В общую подготовку включить: - достижение максимально высокого для данного индивида уровня здоровья и максимально высоких по уровню здоровья спортивных показателей; - свободное владение компьютером, включая основы профессионального программирования; -овладение современной культурой сбора, хранения и переработки информации, современной гуманитарной культурой, основными гуманитарными техниками вплоть до методик рефлексии и аутопсихокоррекции; - овладение современной деловой, потребительской, бытовой культурой (офис, автомобиль, этикет, гражданские обязанности, коммуникация и т.п.) |
|
3. Обеспечить каждому учащемуся движение по оптимальному образовательному маршруту, в результате чего он должен получить образование в соответствии с природой своей индивидуальности и сформировать себя как соавтора собственного жизненного проекта. |
3. Перечень компетенций.
3.1. Перечень компетенций определяется моделями выпускников каждой ступени обучения.
1.Модель выпускника, освоившего уровень среднего ( полного)
общего образования
I.
Уровень
обученности, сформированности ключевых
компетентностей необходимых для дальнейшего профессионального образования,
успешной трудовой деятельности:
а) знание и
соблюдение норм здорового образа жизни;
б) знание опасности
курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа;
в) знание и
соблюдение правил личной гигиены, обихода;
г) знание
особенностей физического, физиологического развития своего организма, типы
нервной системы, особе5нностей темперамента, суточного биоритма и т.д.
д) знание и владение основами физической
культуры человека.
а) Основными
мыслительными операциями ( анализа, синтеза,
сравнения, конкретизации, обобщения, абстрагирования, классификации,
систематизации в рамках возрастных ограничений предъявляемых к уровню
сформированности основных элементов абстрактного мышления).
б) Навыками
планирования, проектирования, моделирования, исследовательской, творческой
деятельности.
в) Трудовыми
умениями и навыками по работе с тканью, деревом, металлом, ухода за землей,
приготовление пищи, навыками самосохранения в экстремальной ситуации.
г) Личными
особенностями восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения
информации, основами компьютерной грамотности; техникой пользования компьютером
и другой вычислительной техникой
д) Ознакомлен с
основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами,
методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной
на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.
е) Овладел на
необходимом уровне умениями и навыками саморозвития,
самосовершенствования, самореализации, самоконтроля, личной и предметной
рефлексии.
ж) Овладел на
необходимом уровне навыками языкового и речевого развития, культурой родного
языка, сформированными на уровне 9го класса необходимыми
умениями и навыками владения иностранным
языком.
Овладел знаниями и
умениями здоровьесбережения:
а) знание и
соблюдение норм здоровья образа жизни;
б) знание и
соблюдение правил личной гигиены и обихода;
в) знание опасности
курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа;
г) знание
особенностей физического, физиологического развития своего организма, типа
нервной системы, темперамента, суточного биоритма;
д) знание и владение основами физической
культуры человека.
-
уровень сформированности мотивационного, когнитивного, поведенческого,
ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и
результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью,
коллективом, семьей, друзьями, партнерами;
-
уровень владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и
принятия другого (раса, национальность, религия, статус, пол) погашение
конфликтов;
- уровень владения
основами мобильности, социальной активности, конкурентноспособности,
умением адаптироваться в социуме;
- уровень владения
знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения,
умение вести диалог, монолог, полилог, знание и
соблюдение традиций, этикета.
- правовой
культуры человека (прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности за
свои поступки, самоконтроль в своих действиях);
- норм и правил поведения в социуме;
- гражданского долга, чувства патриотизма к
своей Родине, малой Родине, гордости за символы государства (герб, флаг, гимн);
- осознание собственной
индивидуальности (социальной взрослости, уверенности в себе, собственного
достоинства, потребность в общественном признании, уровень стремления к
самоутверждению.
- культуры внешнего вида, одежды, оформления,
жилища, рабочего места;
- экологической культуры;
- восприятие, понимание и использование
ценностной живописи, литературы, искусства, музыки, народного изобразительного
творчества;
- уровень познания и использования истории
цивилизаций, собственной страны, религии.
3. Модель выпускника, освоившего уровень
начального общего образования
- учебно-интеллектуальными
умениями и навыками:
а) умение
внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень
произвольного внимания;
б) логически осмысливать
учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;
в)
осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать,
анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать,
подводить под понятие, доказывать, рационально запоминать);
г) знать
особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления,
воображения);
д) обладать умением постановки учебной задачи
(осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения;
практического разрешения задачи, контролем за стрессом
разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):
- обладать рефлексией
(анализом, самоанализом, самоконтролем)
- основными
компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой
деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста,
адекватного восприятия).
Звучащей речи,
работы со словарем, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и
письменной форме несложных текстов.
Овладение нормами
речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность,
поздравительная открытка, письмо другу).
- умение правильно
и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать
свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные
средства для передачи задуманного смысла.
- учебно-информационными
умениями:
а) умение
правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;
б) осуществлять
поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям,
научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;
в) работать с
индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях,
осуществлять наблюдение;
г) различать
элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация),
определять тему и главную мысль произведения.
- учебно-организационными
умениями:
а) владеть гигиеной
учебного труда;
б) уметь готовить
рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование,
пользоваться учебными принадлежностями;
в)
руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий,
чередование труда и отдыха;
г) рационально
осуществлять домашнюю работу;
д) осуществлять учебное взаимодействие
(работать фронтально с учителем, в парах, группах).
II. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой
деятельностью младшего школьника:
- начальные
технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из
различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и
организация деятельности, соблюдение последовательности технологических
операций, декоративное оформление и отделка изделий);
- начальные знания,
умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:
а) умения и навыки
самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила
уборки помещений;
б) правила
управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с
материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и
коммуникационных технологий;
в) знания и умения
связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.
- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления,
глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.
Овладел на уровне возраста знаниями и умениями
здоровьесбережения:
а) знаниями и умениями соблюдения правил
личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками,
ногами, половыми органами и т.д.);
б) правилами, нормами употребления воды,
овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;
в) правилами, нормами предупреждения
бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоемах, лесах,
горных массивах;
г) элементарными правилами оказания первой
помощи при несчастных случаях;
д) знаниями опасности курения, токсикомании,
алкоголизма, наркомании, СПИДа;
е) знание роли и пользы различных элементов
двигательной активности для укрепления здоровья человека;
ж) знание правил и последовательность
выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз,
простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной
осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;
з) знание элементов, приемов, способствующих
психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения,
повышенной тревожности, утомления, использование приемов для оптимизации
психического состояния ученика, поднятия его настроения.
- культуры внешнего вида, одежды, общее
представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома, украшения
дома;
- первоначальные знания и умения основ
экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и
животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на
природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т.д.);
- восприятие и осознание ценностей музыки,
изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного
искусства), народного творчества;
- уровень реализации творческого потенциала
детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное
конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный
труд.
4. Процедуры оценки уровня достижений
ключевых компетенций в учебном процессе.
4.1. В целом освоенность тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату решения проблемных ситуаций (в соответствии с заранее разработанными критериями успешности достижения этих результатов), так и в самом процессе их применения, использования опять же по известным критериям. Как в том, так и в другом случае мы имеем дело с экспертными оценками деятельности учащегося и ее результатов. Следовательно, должны быть специально обученные эксперты, разбирающиеся в исследовательской, проектной деятельности и мышлении, в коммуникации (ведение дискуссий, выступление, написание текстов), в понимании текстов, решении проблем и т. д. Они по известным критериям могут оценивать уровень владении компетенций. Естественно, и сам учитель в первую очередь должен быть подобным экспертом, иначе он не сможет научить этим компетентностям.
4.2. Этапы формирования ключевых компетенций:
1) формируется состав ключевых компетенций;
2) определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию;
3) вырабатываются критерии оценки уровня их достижения;
4) оценивается уровень владения конкретными компетенциями.
4.3. Школьный оценочный лист наблюдения за использованием действий учащихся в конкретных ситуациях, связанных с формированием определенных компетенций :
Ключевые компетентности.
Ф.И.О. учителя_____________________________дата_________
Предмет _______________________ класс ______
Тема урока ________________________
Компетентность |
На каком этапе урока |
Уровень (16,26,36) |
Готовность к самообразованию - способность выявлять пробелы в своих знаниях в умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации 'для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях и позволяет гибко изменять свою профессиональную квалификацию, самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи |
|
|
Технологическая компетентность - готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях |
|
|
Готовность к разрешению проблем - умение анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности, принимать ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь (пример задачи) |
|
|
Готовность к использованию информационных ресурсов - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволит человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации* |
|
|
Готовность к социальному взаимодействию - способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач |
|
|
Всего баллов: |
4.4 План целевого анализа (самоанализа) урока
1. Место урока в изучаемом разделе?
2. Цель и задачи урока (в т.ч. - по формированию ключевых компетенций)?
3. Были ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?
4. Формы и методы, использованные для решения «компетентностных» задач урока?
5. Соотношение «компетентностных» и «некомпетентностных» форм и методов работы на уроке?
6. Насколько достигнуты цели? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?
7. Заметно ли продвижение учащихся и всего класса в плане развития ключевых компетенций? По каким признакам об этом можно судить?
4.5 Карта наблюдения
Дата проведения урока: __________________
Школа: _____________ Класс: __________ Учитель: _____________________
№ |
Формы работы учителя на уроке |
Кол-во раз |
Продолжительность |
Характеристика |
|
мин. |
% |
||||
1. |
Обращения к прошлому опыту учащихся |
|
|
|
|
2. |
Открытое обсуждение новых понятий |
|
|
|
|
3. |
Обсуждение проблемных ситуаций |
|
|
|
|
4. |
Дискуссия учащихся |
|
|
|
|
5. |
Игровая деятельность |
|
|
|
|
6. |
Проектная деятельность |
|
|
|
|
4.6 Компетентностные методы обучения
-Обращение к опыту учащихся
- Открытое обсуждение новых понятий
- Открытое обсуждение проблемных ситуаций
- Дискуссия, столкновение субъектных позиций
- Ролевые и деловые игры, психологический тренинг
- «Метод проектов»
5. Процедуры оценки уровня достижений
ключевых компетенций по результату обучения
5.1
Работа школьного мониторинг-
центра :
· освоение и внедрение технологий диагностики, прогностики и мониторинга образовательной, методической деятельности
· осуществление мониторинга результатов учебного процесса( уровень сформированности учебных компетенций, программно-методическое обеспечение, статистическая обработка, отчетность)
Система показателей и
критериев оценки качества образования
Показатель результатив ности |
Чем измеряется |
Как измеряется |
Сроки проведения |
Обученность |
Отметка по предмету |
КМС на актуальный уровень знаний; тематические, контрольные, итоговые работы. |
АК до 15 сентября , четверть, полугодие, год |
Обучаемость |
1-й;2-й;3-й уровень |
КМС по методике П.И.Третьякова и И.Б.Сенновского |
Один раз в четверть |
Уровень ОУУН |
Мыслительные навыки; техника чтения, письма; счета по Зайцеву; |
|
2 раза в год |
Основные
организационные и технологические подходы школьного центра к оценке
качества учебного процесса.
Цели и задачи центра:
Организовать системный качественный мониторинг всех параметров учебной деятельности обучающихся с последующим анализом:
a) построить подробную диагностическую систему сформированности ОУН ( учебных компетенций)
б)осуществлять систему мер , направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся.
в) осуществлять систему мер , направленных на совершенствование
образовательных компетенций учащихся, личностный рост ученика и профессиональный рост учителя.
Ожидаемые результаты.
• Повышение степени обученности учащихся.
• Сформированность ОУН в соответствии с моделью ученика.
•
Формирование творческого потенциала личности учащегося
и преподавателя, ориентация на личностно- ориентированное обучение
Система
мониторинга
Параметры мониторинга состояния обученности ОУН
СОСТОЯНИЕ
ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНЫМ
ОУН
Список класса |
1 в % |
2 в % |
3 в % |
4 в % |
5 в % |
15 в % |
16 в % |
17 в % |
18 в % |
19 в % |
Выводы по
классу |
выс |
ср |
ср |
недос |
ср |
выс |
дос |
ср |
ср |
Не дос |
|
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ |
Список класса |
Отношен. сформир. и несформ. умений |
Степень обученности |
1 |
|
|
достаточная |
2 |
|
|
недостаточная |
3 |
|
|
средняя |
Циклограмма, технологии и оценки результатов образовательного процесса.
Сроки |
Технология |
Анализ результатов |
Iчетв. |
· АК срез на начало года по обученности. · Тематические, итоговые контрольные работы · КМС по обучаемости (5вопросов разного уровня после объяснения новой темы и первичного закрепления)Приложение · ОУУН( результаты наблюдений по 19 параметрам)
|
В карте мониторинга выставляются оценки(по пятибалльной системе)в графе «АК», определяется группа учащихся, нуждающихся в дополнительных занятиях по предмету. В карте мониторинга выставляются оценки(по пятибалльной системе). В карте мониторинга выставляются итоги КМС (по системе 1-2-3) 1-репродуктивный уровень 2-прикладной уровень 3-творческий уровень В карте мониторинга выставляются оценки (по системе 0-1-2) 0-низкий уровень 1-недостаточный уровень 2-достаточный уровень |
II четв |
· Тематические, итоговые контрольные работы · Проводится КМС на определение уровня владения мыслительными навыками (анализ, синтез, сравнение, логика, вывод) Приложение · Проводится оценка уровня обученности по предмету за полугодие
|
В карте мониторинга выставляются оценки(по пятибалльной системе). Результаты выставляются в виде «+»и « - « по порядку исследуемых предметов. Определяется уровень и выявляются необходимые формы и методы работы для формирования навыков мыслительной деятельности. Оценивается динамика роста уровня владения навыками по отношению к предыдущему году. В карте мониторинга выставляется оценка по предмету за полугодие. Подсчитывается УО для всего класса. Оценивается динамика изменения уровня ЗУН по предмету |
III четв |
· КМС по обучаемости (5вопросов разного уровня после объяснения новой темы и первичного закрепления) · Тематические, итоговые контрольные работы |
В карте мониторинга выставляются итоги КМС (по системе 1-2-3) 1-репродуктивный уровень 2-прикладной уровень 3-творческий уровень Оценивается динамика изменения уровня учебных возможностей ,демонстрируемых учащимися на уроках предмета. Определяются изменения в учебной деятельности по организации методическому оснащению уроков для класса и конкретных учащихся В карте мониторинга выставляются оценки(по пятибалльной системе). |
IV четв |
· Проводится КМС на определение уровня владения мыслительными навыками (анализ, синтез, сравнение, логика, вывод) · Проводится оценка уровня обученности по предмету по результатам II полугодия и годовым отметкам. |
Результаты выставляются в виде «+»и « - « по порядку исследуемых предметов. Определяется уровень и выявляются необходимые формы и методы работы для формирования навыков мыслительной деятельности. Оценивается динамика роста уровня владения навыками по отношению к первому полугодию. В карте мониторинга выставляются оценки за второе полугодие и год. Подсчитывается общий уровень обученности по классу. Анализируется динамика роста обученности по предмету за год. |
Приложение № 1
КМС на определение уровня сформированности мыслительных навыков
1) Анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями, в тексте подчеркните все слова, относящиеся к……)
2) Синтез (назовите процесс по его характеристикам, назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.)
3) Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего?)
4) Логика (причинно-следственные связи) (продолжите ряд слов,понятий; вставьте недостающее словО, рисунок; расположите в логической последовательности слова, рисунки и т.д.; постройте систему понятий)
5) Вывод (дается краткий текст, на основании его сделать вывод; сделать вывод из рассказа в рисунках,по таблицам или схемам – сделать вывод по конкретному заданию)
Форма представления результатов
+ справился
- не справился
Приложение № 2
КМС на обучаемость.
Форма представления результатов
5 заданий верно-III уровень
4 задания верно- II уровень
1,2,3 задания- I уровень
Приложение № 3
КМС на обучаемость
|
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
Решение проблем |
- демонстрирует понимание проблемы, - демонстрирует понимание цели и задач деятельности, - демонстрирует понимание последовательности действий, - имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности, - высказывается по поводу полученного результата. |
- описывает желаемую и реальную ситуацию, - формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы, - планирует свою деятельность, - формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности, - оценивает результат и процесс деятельности. |
- формулирует проблему с помощью учителя, - ставит достижимые и измеримые цели, - проводит текущий контроль реализации плана деятельности, - предполагает последствия достижения результатов, - анализирует результаты и процесс деятельности. |
- формулирует и анализирует проблему, - определяет стратегию решения проблемы, - анализирует ресурсы и риски, - анализирует потребность окружающих в планируемых результатах деятельности, - проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности. |
Работа с информацией |
- осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности, - применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника, - демонстрирует понимание полученной информации, - демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу. |
- осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет, - применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов), - интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности, - приводит аргументы. |
- планирует информационный поиск, - владеет способами систематизации информации, - критически относится к полученной информации, - делает выводы. |
- определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения, - выбирает информационные источники, адекватные цели проекта, - разрешает противоречия, - делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности. |
Коммуникация |
- соблюдает нормы речи в простом высказывании, - соблюдает нормы изложения простого текста, - работает с вопросами на уточнение, - соблюдает процедуру при работе в группе. |
- соблюдает нормы речи в сложном высказывании, - соблюдает нормы изложения сложного текста, - работает с вопросами на понимание, - взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре. |
- использует невербальные средства воздействия на аудиторию, - определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций, - работает с вопросами в развитие темы, - совместно с членами группы получает результат взаимодействия. |
- использует риторические и логические приемы, - определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели, - работает с вопросами на дискредитацию, - успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы. |
|
Уровень I |
Уровень II |
Уровень III |
Уровень IV |
||||
|
1 балл |
2 балла |
3 балла |
4 балла |
5 баллов |
6 баллов |
7 баллов |
8 баллов |
Постановка проблемы |
Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем. |
Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем. |
Ученик описал ситуацию и указал свои намерения. |
Ученик обосновал идеальную (желаемую) ситуацию. |
Ученик назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией. |
Ученик
назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированной с помощью
учителя. |
Ученик сформулировал проблему и привел анализ причин ее существования. |
Ученик указал некоторые последствия существования проблемы. |
Целеполагание и планирование |
Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем. |
Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта. |
Ученик сформулировал задачи, адекватные цели проекта, определенной совместно с учителем. |
Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, сформулированной совместно с учителем. |
Ученик предложил способ убедиться в достижении цели. |
Ученик обосновал достижимость цели и назвал риски. |
Ученик предложил возможные способы решения проблемы. |
Ученик предложил стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы. |
После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом. |
После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий. |
Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия (шаги). |
Ученик указал время, необходимое для выполнения сформулированных совместно с учителем действий (шагов). |
Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы. |
Ученик обосновал необходимые для реализации проекта ресурсы. |
Ученик зафиксировал результаты текущего контроля над соответствием деятельности плану. |
Ученик спланировал текущий контроль с учетом специфики деятельности (шагов). |
|
После завершения проекта ученик описал полученный продукт. |
На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагает получить. |
Ученик детально описал характеристики продукта, важные для его использования. |
Ученик указал, каким образом он планирует использовать продукт. |
Ученик описал характеристики продукта, с учетом заранее заданных критериев оценки продукта. |
Ученик обоснованно назвал потенциальных потребителей и области использования продукта. |
Ученик сформулировал рекомендации по использованию полученного продукта другими. |
Ученик спланировал продвижение или указал границы использования продукта. |
|
Оценка результата |
Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту. |
Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения. |
По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный продукт. |
Ученик сделал вывод о соответствии продукта замыслу. |
Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. |
Ученик предложил несколько критериев для оценки продукта. |
Ученик предложил систему критериев для оценки продукта. |
Ученик предложил способ оценки продукта. |
Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом. |
Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Ученик назвал сильные стороны работы над проектом. |
Ученик назвал сильные стороны работы над проектом. |
Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом. |
Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся при работе над проектом. |
Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности. |
Ученик проанализировал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее. |