СОГЛАСОВАНО                                                              УТВЕРЖДАЮ      

Председатель  методического                                           Директор МОУ  «Михневская      

совета МОУ «Михневская                                                 средняя общеобразовательная

средняя общеобразовательная                                           школа»                                 

школа»                                                                                 ______________Богатырёва Н.И. 

________________________                                              «_____»____________2009 г.

«____»____________ 2009 г.

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о перечне компетентностей

и процедурах подтверждения их сформированности

у учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение о перечне компетенций в школе и процедур подтверждения уровня их сформированности

 

      1. Общие положения.

 

      1.1. Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить  в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

       Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

      1.2. Использование компетентностной модели в образовании предполагает принципиальные изменения в организации учебного процесса, в управлении им, в деятельности учителей и преподавателей, в способах оценивания образовательных результатов учащихся по сравнению с учебным процессом, основанным на концепции «усвоения знаний». Основной ценностью становиться не усвоение суммы сведений, а освоение учащимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

        1.3. Настоящее положение утверждает перечень компетенций, над формированием которых работает школа, и процедур подтверждение их уровня сформированности.

        1.4. Администрация школы в деятельности по созданию компетентностной модели образования в школе руководствуется «Стандартами образования», учебными программами по общеобразовательным предметам, методическими рекомендациями районного управления образования, различной методической литературой.

       1.5. Ниже перечисленные учебные компетенции и процедуры отслеживания их уровня сформированности реализуются на основании решения педагогического совета от

        1.6. Образовательные компетенции, определенные школой, отвечают специфическим учебным, воспитательным  и социальным  задачам, и включаются учителями – предметниками в «Рабочие программы».

       

2. Цели и задачи компетентностного подхода к школьному образованию.

 

         2.1.Целью компетентностного подхода к школьному образованию

является связь различных образовательных воздействий (разного рода образовательных программ, дополнительного образования, воспитательной системы и развивающих сред) с конечными и промежуточными результатами работы школы – формируемыми личностными культурно – образовательными компетентностями  обучающегося и, соответственно, сформированными указанными компетентностями выпускников.

 

2.2. Задачи:

 

I. Социальные

II. Образовательные

1. Осуществить социальную справедливость  в отношении общеодаренных, способных и мотивированных детей независимо от имущественного, социального положения, образовательного и культурного  уровня их семей, обеспечив таким учащимся возможность  в специально организованной образовательной среде полностью раскрыть свои дарования. 

1. Обеспечить формирование «компетентной личности», «личности с открытой траекторией», что предполагает использование различных образовательных практик в личностно ориентированной парадигме, прежде всего, практик самоопределения, когнитивной и адаптивной.

2. Обеспечить социально – психологическую защиту общеодаренных, способных и мотивированных детей и подростков, соответствующую психокоррекцию их поведения и адаптацию к существующим  общественным условиям.

2. В общую подготовку включить:

- достижение максимально высокого для данного индивида уровня здоровья и максимально высоких по уровню здоровья спортивных показателей;

- свободное владение компьютером, включая основы профессионального программирования;

-овладение современной культурой  сбора, хранения и переработки информации, современной гуманитарной культурой, основными гуманитарными техниками вплоть до методик рефлексии и аутопсихокоррекции;

- овладение современной деловой, потребительской, бытовой культурой (офис, автомобиль, этикет, гражданские обязанности, коммуникация и т.п.)

 

3. Обеспечить каждому учащемуся  движение по оптимальному образовательному маршруту, в результате чего он должен получить  образование в соответствии с природой своей индивидуальности и сформировать себя как соавтора собственного жизненного проекта.

 

 

 

 

3. Перечень компетенций.

 

      3.1. Перечень компетенций определяется моделями выпускников каждой ступени обучения.

 1.Модель выпускника, освоившего уровень среднего ( полного) общего образования

I.            Уровень обученности, сформированности ключевых компетентностей необходимых для дальнейшего профессионального образования, успешной трудовой деятельности:

  1. Освоил все образовательные программы по предметам учебного плана.
  1. Освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования.
  2. Овладел основными общеучебными умениями и навыками необходимыми для дальнейшего профессионального образования и успешной трудовой деятельности:

 

а) знание и соблюдение норм здорового образа жизни;

б) знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа;

в) знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода;

г) знание особенностей физического, физиологического развития своего организма, типы нервной системы, особе5нностей темперамента, суточного биоритма и т.д.

д) знание и владение основами физической культуры человека.

 

 

  1. .Модель выпускника, освоившего уровень основного  общего образования

 

  1. Освоил на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана;
  1. Освоил профессиограммы и психограммы пяти основных направлений классификации и систематизации профессий (человек-природа, человек-техника, человек- знаковая система, человек-человек, человек- художественный образ);
  2. Сделал выбор познавательного профиля для обучения в старшем звене средней общеобразовательной школы или профессиональный выбор для обучения в начальных и средних профессиональных учебных заведениях.
  3. Овладел основными общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности необходимыми для дальнейшего общего среднего образования, начального и среднего профессионального образования:

а) Основными мыслительными операциями ( анализа, синтеза, сравнения, конкретизации, обобщения, абстрагирования, классификации, систематизации в рамках возрастных ограничений предъявляемых к уровню сформированности основных элементов абстрактного мышления).

б) Навыками планирования, проектирования, моделирования, исследовательской, творческой деятельности.

в) Трудовыми умениями и навыками по работе с тканью, деревом, металлом, ухода за землей, приготовление пищи, навыками самосохранения в экстремальной ситуации.

г) Личными особенностями восприятия, обработки, переработки, хранения, воспроизведения информации, основами компьютерной грамотности; техникой пользования компьютером и другой вычислительной техникой

д) Ознакомлен с основными информационными технологиями, оптимальными для ученика формами, методами, средствами самостоятельной, познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации.

е) Овладел на необходимом уровне умениями и навыками саморозвития, самосовершенствования, самореализации, самоконтроля, личной и предметной рефлексии.

ж) Овладел на необходимом уровне навыками языкового и речевого развития, культурой родного языка, сформированными на уровне 9го класса необходимыми умениями  и навыками владения иностранным языком.

Овладел знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знание и соблюдение норм здоровья образа жизни;

б) знание и соблюдение правил личной гигиены и обихода;

в) знание опасности курения, алкоголизма, токсикомании, наркомании, СПИДа;

г) знание особенностей физического, физиологического развития своего организма, типа нервной системы, темперамента, суточного биоритма;

д) знание и владение основами физической культуры человека.

- уровень сформированности мотивационного, когнитивного, поведенческого, ценностно-смыслового аспекта, эмоционально-волевой регуляции процесса и результата компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

- уровень владения умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения и принятия другого (раса, национальность, религия, статус, пол) погашение конфликтов;

- уровень владения основами мобильности, социальной активности, конкурентноспособности, умением адаптироваться в социуме;

- уровень владения знаниями, умениями, навыками общения: основами устного и письменного обучения, умение вести диалог, монолог, полилог, знание и соблюдение традиций, этикета.

- правовой культуры человека (прав и обязанностей гражданина, свободы и ответственности за свои поступки, самоконтроль в своих действиях);

- норм и правил поведения в социуме;

- гражданского долга, чувства патриотизма к своей Родине, малой Родине, гордости за символы государства (герб, флаг, гимн);

- осознание собственной индивидуальности (социальной взрослости, уверенности в себе, собственного достоинства, потребность в общественном признании, уровень стремления к самоутверждению.

- культуры внешнего вида, одежды, оформления, жилища, рабочего места;

- экологической культуры;

- восприятие, понимание и использование ценностной живописи, литературы, искусства, музыки, народного изобразительного творчества;

- уровень познания и использования истории цивилизаций, собственной страны, религии.

 

3.  Модель выпускника, освоившего уровень начального общего образования

 

  1. Уровень обученности:
  1. Освоил общеобразовательные программы по предметам учебного плана на достаточном уровне для продолжения образования на ступени основного общего образования по категориям ключевой предметной компетенции (знать/понимать - необходимые для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знания; уметь – владение конкретными умениями – навыками данного учебного предмета, основанными на более сложной, чем воспроизведение деятельности (например: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки); использовать – приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
  1. Овладел соответственно возрасту основными общеучебными умениями и навыками, необходимыми для получения основного общего образования:

 

- учебно-интеллектуальными умениями и навыками:

а) умение внимательно воспринимать информацию, иметь соответствующий уровень произвольного внимания;

б) логически осмысливать учебный материал, выделять главное, составлять простой план деятельности;

в) осуществлять на уровне возраста логические приёмы мышления (сравнивать, анализировать, конкретизировать, классифицировать, систематизировать, обобщать, подводить под понятие, доказывать, рационально запоминать);

г) знать особенности своей когнитивной сферы (восприятие, внимание, памяти, мышления, воображения);

д) обладать умением постановки учебной задачи (осознание и принятие учебно-познавательной задачи, плана её разрешения; практического разрешения задачи, контролем за стрессом разрешения задачи, оценка результата в соответствии с эталоном):

- обладать рефлексией (анализом, самоанализом, самоконтролем)

- основными компонентами языкового и речевого развития (овладение основными видами речевой деятельности: слушанием, говорением, чтением, письмом, осознанием текста, адекватного восприятия).

Звучащей речи, работы со словарем, соблюдение орфоэпических норм, создание в устной и письменной форме несложных текстов.

Овладение нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения (приветствие, благодарность, поздравительная открытка, письмо другу).

- умение правильно и быстро ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, выбирать содержание своего высказывания, уметь находить адекватные средства для передачи задуманного смысла.

- учебно-информационными умениями:

а) умение правильно, осознанно и выразительно читать, пользоваться учебником;

б) осуществлять поиск необходимой информации, обращаться к справочным пособиям, научно-популярной литературе, делать различного рода записи по ходу чтения;

в) работать с индивидуальными источниками информации, в том числе на электронных носителях, осуществлять наблюдение;

г) различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), определять тему и главную мысль произведения.

- учебно-организационными умениями:

а) владеть гигиеной учебного труда;

б) уметь готовить рабочее место к занятиям, заранее готовить необходимое оборудование, пользоваться учебными принадлежностями;

в) руководствоваться режимом дня, определять временные промежутки занятий, чередование труда и отдыха;

г) рационально осуществлять домашнюю работу;

д) осуществлять учебное взаимодействие (работать фронтально с учителем, в парах, группах).

II. Уровень сформированности ключевой компетенции, связанной с трудовой деятельностью младшего школьника:

- начальные технико-технические знания, умения и навыки по изготовлению изделий из различных материалов и деталей конструктора (самостоятельное планирование и организация деятельности, соблюдение последовательности технологических операций, декоративное оформление и отделка изделий);

- начальные знания, умения и навыки, связанные с домашним трудом младшего школьника:

а) умения и навыки самообслуживания, уход за одеждой, предметами быта, их мелкий ремонт, правила уборки помещений;

б) правила управления современной бытовой техникой, безопасных приёмов работы с материалами, инструментами, бытовой техникой, средствами информационных и коммуникационных технологий;

в) знания и умения связанные с приготовлением пищи, уходу за животными, работе с землей.

- уровень развития сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного мышления, глазомера, способности ориентироваться в информации разного вида.

Овладел на уровне возраста знаниями и умениями здоровьесбережения:

а) знаниями и умениями соблюдения правил личной гигиены (уход за полостью рта, гигиена кожи, уход за волосами, руками, ногами, половыми органами и т.д.);

б) правилами, нормами употребления воды, овощей, фруктов, грибов, ягод, других дикорастущих растений;

в) правилами, нормами предупреждения бытового, дорожно-транспортного травматизма, поведение на водоемах, лесах, горных массивах;

г) элементарными правилами оказания первой помощи при несчастных случаях;

д) знаниями опасности курения, токсикомании, алкоголизма, наркомании, СПИДа;

е) знание роли и пользы различных элементов двигательной активности для укрепления здоровья человека;

ж) знание правил и последовательность выполнения упражнений утренней гимнастики, физкультминуток, физкультпауз, простейших комплексов для развития физических качеств и формирование правильной осанки; в комплексах по профилактике остроты зрения и дыхательной гимнастике;

з) знание элементов, приемов, способствующих психическому здоровью младшего школьника (снятию психического напряжения, повышенной тревожности, утомления, использование приемов для оптимизации психического состояния ученика, поднятия его настроения.

  1. Сформированность первоначальных знаний, умений, навыков социального взаимодействия с коллективом, членами семьи, друзьями, со старшими.
  1. Уровень освоения коммуникативного компонента (коммуникативные навыки поведения, умение самостоятельно устанавливать и поддерживать контакты, конструктивно разрешать конфликты, кооперироваться, сотрудничать).
  2. Уровень освоения поведенческого компонента (освоение детьми этически ценных форм и способов поведение, доброжелательность, открытость, толерантность, стремление к совместным играм и общению, отсутствие асоциальных поступков, негативных реакций.
  3. уровень сформированности эмоционально-волевой компетенции (адекватность эмоциональной реакции, эмоциональная стабильность, отсутствие тревожных и/или депрессивных состояний, преобладающее позитивное настроение, умение контролировать свое поведение.
  4. Уровень усвоения социальных норм, произвольная регуляция поведения.

 

- культуры внешнего вида, одежды, общее представление о культуре оформления рабочего места, интерьера дома, украшения дома;

- первоначальные знания и умения основ экологической культуры (правила поведения в природе, охрана растительного и животного мира, положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу, зависимость жизни человека от природы и её состояние и т.д.);

- восприятие и осознание ценностей музыки, изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства), народного творчества;

- уровень реализации творческого потенциала детей через продукты детской деятельности: творчество, художественное конструирование, музыкально-театральная деятельность, ручной художественный труд.

4. Процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций в учебном процессе.

 

      4.1. В целом освоенность  тех или иных компетенций в учебном процессе можно оценивать как по результату решения проблемных ситуаций (в соответствии с заранее разработанными критериями успешности достижения этих результатов), так и в самом процессе их применения, использования опять же по  известным критериям. Как в том, так и в другом случае мы имеем дело с экспертными оценками деятельности учащегося и ее результатов. Следовательно, должны быть специально обученные эксперты, разбирающиеся в исследовательской, проектной деятельности и мышлении, в коммуникации (ведение дискуссий, выступление, написание текстов), в понимании текстов, решении проблем и т. д. Они по известным критериям могут оценивать уровень владении компетенций. Естественно, и сам учитель в первую очередь  должен быть подобным экспертом, иначе он не сможет  научить этим компетентностям.

 

       4.2. Этапы формирования  ключевых компетенций:

          1) формируется состав  ключевых компетенций;

         2) определяется содержание конкретных умений, входящих в ключевую компетенцию;

          3) вырабатываются критерии оценки уровня их достижения;

          4) оценивается уровень владения конкретными компетенциями.

 

       4.3. Школьный оценочный лист наблюдения за использованием действий учащихся в конкретных ситуациях, связанных с формированием  определенных компетенций :

 

                                   Ключевые компетентности.

Ф.И.О. учителя_____________________________дата_________

Предмет      _______________________      класс ______

Тема урока ________________________   

 

 

Компетентность

На каком этапе урока

Уровень (16,26,36)

Готовность  к самообразованию - способность выявлять пробелы в своих знаниях в умениях при решении новой   задачи,   оценивать   необходимость   той   или   иной  информации    'для     своей     деятельности,     осуществлять информационный    поиск    и    извлекать    информацию    из различных источников на любых носителях и позволяет гибко

   изменять       свою       профессиональную       квалификацию,   самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи

 

 

Технологическая компетентность - готовность к пониманию инструкции, описания технологии, алгоритма деятельности, к четкому соблюдению технологии деятельности и позволяет осваивать и грамотно применять новые технологии, технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях

 

 

Готовность    к    разрешению    проблем    -   умение анализировать   нестандартные   ситуации,   ставить   цели   и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат   своей   деятельности,   принимать   ответственное решение  в той  или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь (пример задачи)

 

 

Готовность к использованию информационных ресурсов - способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности, что позволит человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации*

 

 

Готовность к социальному взаимодействию -

способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач

 

 

Всего баллов:

 

4.4   План целевого анализа (самоанализа) урока

1. Место урока в изучаемом разделе?

2. Цель и задачи урока (в т.ч. - по формированию ключевых компетенций)?

3. Были ли задачи формирования компетенций фронтальными или адресными (групповыми, персональными)?

4. Формы и методы, использованные для решения «компетентностных» задач урока?

5. Соотношение «компетентностных» и «некомпетентностных» форм и методов работы на уроке?

6. Насколько достигнуты цели? По каким признакам можно об этом судить? Что не получилось и почему?

7. Заметно ли продвижение учащихся и всего класса в плане развития ключевых компетенций? По каким признакам об этом можно судить?

 

 

 

 

4.5                      Карта наблюдения

 

Дата проведения урока: __________________

Школа: _____________ Класс: __________ Учитель: _____________________

 

 

 

 

 

Формы работы учителя на уроке

Кол-во раз

Продолжи­тельность

Характеристика

мин.

%

1.

Обращения к прошлому опыту учащихся

 

 

 

 

2.

Открытое обсуждение новых понятий

 

 

 

 

3.

Обсуждение проблемных ситуаций

 

 

 

 

4.

Дискуссия учащихся

 

 

 

 

5.

Игровая деятельность

 

 

 

 

6.

Проектная деятельность

 

 

 

 

 

 

4.6    Компетентностные методы обучения

    -Обращение к опыту учащихся

    - Открытое обсуждение новых понятий

    - Открытое обсуждение проблемных ситуаций

    - Дискуссия, столкновение субъектных позиций

    - Ролевые и деловые игры, психологический тренинг

    - «Метод проектов»

 

5. Процедуры оценки уровня достижений ключевых компетенций по результату обучения

 

5.1      Работа школьного мониторинг- центра :

·         освоение и внедрение технологий диагностики, прогностики и мониторинга образовательной,  методической деятельности

·         осуществление мониторинга результатов учебного процесса( уровень сформированности учебных компетенций, программно-методическое обеспечение, статистическая обработка, отчетность)

 

 

 

 

 

 

 

 

Система показателей и критериев оценки качества образования

 

Показатель

результатив

ности

Чем

измеряется

Как

измеряется

Сроки

проведения

Обученность

Отметка по

предмету

КМС на актуальный уровень знаний;

тематические, контрольные,

итоговые работы.

АК до 15

сентября ,

четверть,

полугодие,

год

Обучаемость

1-й;2-й;3-й уровень

КМС по методике

П.И.Третьякова и

И.Б.Сенновского

Один раз в

четверть

Уровень ОУУН

Мыслительные навыки;

техника чтения, письма; счета по Зайцеву;

 

2 раза в год

 

Основные организационные и технологические подходы школьного центра к  оценке  качества учебного процесса.

 

Цели и задачи центра:

Организовать системный качественный мониторинг всех параметров учебной деятельности  обучающихся  с последующим анализом:

a)      построить  подробную диагностическую систему сформированности ОУН ( учебных компетенций)

бсуществлять  систему мер , направленных на предупреждение неуспеваемости учащихся.

в) осуществлять  систему мер , направленных на совершенствование 

образовательных компетенций учащихся, личностный рост ученика и профессиональный рост учителя.

 

 

 

Ожидаемые результаты.

 

         Повышение степени обученности учащихся.

         Сформированность ОУН в соответствии с моделью ученика.

         Формирование творческого потенциала личности учащегося и преподавателя, ориентация на личностно- ориентированное обучение

Система мониторинга

Параметры мониторинга  состояния обученности ОУН

 

  1. Читать осмысленно, понимать прочитанное
  2. Запоминать и воспроизводить по памяти устный и письменный текст
  3. Чертить, рисовать.
  4. Монологически высказываться.
  5. Вести учебный диалог.
  6. Читать карту, таблицу, диаграмму.
  7. Отвечать на вопросы, решать задачи, проблемы.
  8. Ставить вопросы, формулировать задачи, видеть проблемы..
  9. Выделять главную мысль.
  10. Составлять простой и сложный план.
  11. Составлять тезисы, конспекты.
  12. Составлять структурные и логические схемы.
  13. Записывать  содержание урока.
  14. Пересказывать текст устно, излагать письменно.
  15. Создавать текст по образцу.
  16. Действовать по инструкции, алгоритму.
  17. Создавать текст по заданной теме, виду, жанру.
  18. Использовать приобретенные знания в стандартной (аналогичной) ситуации.
  19. «Переносить» - использовать приобретенные знания в нестандартной (новой) учебной ситуации .

 

 

СОСТОЯНИЕ  ОБУЧЕННОСТИ  УЧАЩИХСЯ  ОСНОВНЫМ  ОУН

 

Список класса

1

в

%

2

в

%

3

в

%

4

в

%

5

в

%

15

в

%

16

в

%

17

в

%

18

в

%

19

в

%

Выводы по классу

выс

ср

ср

недос

ср

выс

дос

ср

ср

Не

дос

 

%

%

%

%

%

%

%

%

%

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

           

Список класса

Отношен.

сформир.

и несформ.

умений

Степень

обученности

1

 

 

достаточная

2

 

 

недостаточная

3

 

 

средняя

 

Циклограмма, технологии и оценки результатов  образовательного процесса.

Сроки

Технология

Анализ результатов

Iчетв.

·        АК срез на начало года

по обученности.

 

 

·        Тематические, итоговые контрольные работы

 

·        КМС по обучаемости

(5вопросов разного уровня после объяснения новой темы и первичного закрепленияриложение

·        ОУУН( результаты

наблюдений по

19 параметрам)

 

 

 

 

 

 

 

 

В карте мониторинга выставляются оценки(по пятибалльной системе)в графе «АК», определяется группа учащихся, нуждающихся в дополнительных занятиях по предмету.

В карте мониторинга выставляются оценки(по пятибалльной системе).

 

 

 

В карте мониторинга выставляются итоги КМС (по системе 1-2-3)

1-репродуктивный уровень

2-прикладной уровень

3-творческий уровень

 

 

 

В карте мониторинга выставляются оценки (по системе 0-1-2)

0-низкий уровень

1-недостаточный уровень

2-достаточный уровень

 

 

II четв

·        Тематические, итоговые контрольные работы

·        Проводится КМС на определение уровня владения мыслительными навыками (анализ, синтез, сравнение, логика, вывод)

Приложение

·        Проводится оценка уровня обученности по предмету   за полугодие

 

В карте мониторинга выставляются оценки(по пятибалльной системе).

 

 

Результаты выставляются в виде «+»и « - « по порядку исследуемых предметов.

Определяется уровень и выявляются необходимые формы и методы работы для формирования навыков мыслительной деятельности. Оценивается динамика роста уровня владения навыками по отношению к предыдущему году.

 

В карте мониторинга выставляется оценка по предмету за полугодие.

Подсчитывается УО для всего класса.

Оценивается динамика изменения уровня ЗУН по предмету

III четв

·        КМС по обучаемости

(5вопросов разного уровня после объяснения новой темы и первичного закрепления)

 

 

 

 

 

·        Тематические, итоговые контрольные работы

 

 

В карте мониторинга выставляются итоги КМС (по системе 1-2-3)

1-репродуктивный уровень

2-прикладной уровень

3-творческий уровень

Оценивается динамика изменения уровня учебных возможностей ,демонстрируемых   учащимися на  уроках предмета. Определяются изменения   в учебной деятельности по организации методическому оснащению уроков для класса и конкретных учащихся

 

В карте мониторинга выставляются оценки(по пятибалльной системе).

 

 

IV четв

·        Проводится КМС на определение уровня владения мыслительными навыками (анализ, синтез, сравнение, логика, вывод)

 

 

 

·        Проводится оценка уровня обученности по предмету   по результатам II           полугодия и годовым отметкам.

 

Результаты выставляются в виде «+»и « - « по порядку исследуемых предметов.

Определяется уровень и выявляются необходимые формы и методы работы для формирования навыков мыслительной деятельности. Оценивается динамика роста уровня владения навыками по отношению к первому полугодию.

 

В карте мониторинга выставляются оценки за второе полугодие и год. Подсчитывается общий уровень обученности по классу. Анализируется динамика роста обученности по предмету за год.

 

Приложение № 1

 

КМС на определение уровня сформированности   мыслительных навыков

1)      Анализ (найдите соответствие между понятиями и определениями, между формулами и определениями, между рисунками и определениями, в тексте подчеркните все слова, относящиеся к……)

2)      Синтез (назовите процесс по его характеристикам, назовите общим словом несколько слов, рисунков и т. д.)

3)       Сравнение (чем отличается А от Б? Что общего?)

4)      Логика (причинно-следственные связи) (продолжите ряд слов,понятий; вставьте недостающее словО, рисунок; расположите в логической последовательности слова, рисунки и т.д.; постройте систему понятий)

5)      Вывод (дается краткий текст, на основании его сделать вывод; сделать вывод из рассказа в рисунках,по таблицам или схемам – сделать вывод по конкретному заданию)

Форма представления результатов

+ справился

- не справился

 

Приложение  № 2

 

КМС на обучаемость.

  1. Напишите, что вы узнали нового.
  2.  Ответьте на вопрос по содержанию нового материала.
  3.  Выполните задание по образцу.
  4.  Выполните задание в измененной     ситуации.
  5.  Примените полученные знания в новой    ситуации.

Форма представления результатов

5 заданий верно-III уровень

4 задания верно- II уровень

1,2,3 задания- I уровень

 

Приложение  № 3

 

КМС на обучаемость

 

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

Решение проблем

-      демонстрирует понимание проблемы,

-       демонстрирует понимание цели и задач деятельности,

-      демонстрирует понимание последовательности действий,

-      имеет общее представление о предполагаемом результате своей деятельности,

-      высказывается по поводу полученного результата.

-          описывает желаемую и реальную ситуацию,

-          формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы,

-          планирует свою деятельность,

-          формулирует детальное представление об ожидаемом результате деятельности,

-          оценивает результат и процесс деятельности.

-      формулирует проблему с помощью учителя,

-      ставит достижимые и измеримые цели,

-      проводит текущий контроль реализации плана деятельности,

-      предполагает последствия достижения результатов,

-      анализирует результаты и процесс деятельности.

-      формулирует и анализирует  проблему,

-      определяет стратегию решения проблемы,

-      анализирует ресурсы и риски,

-      анализирует потребность окружающих в планируемых результатах деятельности,

-      проводит объективный анализ и указывает субъективное значение результатов деятельности.

Работа с информацией

-      осознает недостаток информации в процессе реализации деятельности,

-      применяет предложенный учителем способ получать информацию из одного источника,

-      демонстрирует понимание полученной информации,

-      демонстрирует понимание выводов по определенному вопросу.

-          осознает, какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет,

-          применяет предложенный учителем способ получать информацию из нескольких источников (в том числе – каталогов),

-          интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности,

-          приводит аргументы.

-      планирует информационный поиск,

-      владеет способами систематизации информации,

-      критически относится к полученной  информации,

-      делает выводы.

-      определяет уровень информированности, необходимый для принятия решения,

-      выбирает информационные источники, адекватные цели проекта,

-      разрешает противоречия,

-      делает выводы и принимает решения в ситуации неопределенности.

Коммуникация

-          соблюдает нормы речи в простом высказывании,

-          соблюдает нормы изложения простого текста,

-          работает с вопросами на уточнение,

-          соблюдает процедуру при работе в группе.

-          соблюдает нормы речи в сложном высказывании,

-          соблюдает нормы изложения сложного текста,

-          работает с вопросами на понимание,

-          взаимодействует с членами группы, договорившись о процедуре.

-          использует невербальные средства воздействия на аудиторию,

-          определяет цель и адекватную форму письменных коммуникаций,

-          работает с вопросами в развитие темы,

-          совместно с членами группы получает результат взаимодействия.

-          использует риторические и логические приемы,

-          определяет средства письменной коммуникации, адекватные цели,

-          работает с вопросами на дискредитацию,

-          успешно справляется с кризисами взаимодействия совместно с членами группы.

§   

§  5. Процедура подтверждения уровня их сформированности у учащихся

 

Уровень I

Уровень II

Уровень III

Уровень IV

 

1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

6 баллов

7 баллов

8 баллов

Постановка проблемы

Ученик подтвердил понимание проблемы, сформулированной учителем.

Ученик объяснил причины, по которым он приступил к решению проблемы, сформулированной учителем.

Ученик описал ситуацию и указал свои намерения.

Ученик обосновал

 идеальную

(желаемую)

 ситуацию.

Ученик назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией.

Ученик назвал некоторые причины существования проблемы, сформулированной с помощью учителя.

Ученик сформулировал проблему и привел анализ  причин ее существования.

Ученик указал некоторые последствия существования проблемы.

Целеполагание и планирование

Ученик подтвердил понимание цели и задач проекта, сформулированных учителем.

Ученик с помощью учителя сформулировал задачи,  соответствующие цели проекта.

Ученик сформулировал задачи, адекватные цели проекта, определенной совместно с учителем.

Ученик сформулировал

цель проекта

на основании

проблемы,

сформулированной

совместно с учителем.

Ученик предложил способ убедиться в достижении цели.

Ученик обосновал достижимость цели и назвал риски.

Ученик предложил возможные способы решения проблемы.

Ученик предложил  стратегию достижения цели на основе анализа альтернативы.

После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом.

После завершения проекта ученик описал последовательность и взаимосвязь предпринятых действий.

Ученик выстроил в хронологической последовательности сформулированные совместно с учителем действия (шаги).

Ученик указал время,

необходимое для

 выполнения

сформулированных

 совместно с учителем

 действий (шагов).

Ученик предложил действия (шаги) в соответствии с задачами и назвал некоторые необходимые ресурсы.

Ученик обосновал необходимые для реализации проекта ресурсы.

Ученик зафиксировал результаты текущего контроля над соответствием деятельности плану.

Ученик спланировал текущий контроль с учетом специфики деятельности (шагов).

После завершения проекта ученик описал полученный продукт.

На этапе планирования ученик описал продукт, который предполагает получить.

Ученик детально описал характеристики продукта, важные для его использования.

Ученик указал,

каким образом

 он планирует

 использовать

продукт.

Ученик описал характеристики продукта, с учетом заранее заданных критериев оценки продукта.

Ученик обоснованно назвал потенциальных потребителей и области использования продукта.

Ученик сформулировал рекомендации по использованию полученного продукта другими.

Ученик спланировал продвижение или указал границы использования продукта.

Оценка результата

Ученик высказал оценочное отношение к полученному продукту.

Ученик привел аргумент, подтверждающий справедливость высказанного оценочного отношения.

По завершении проекта ученик сравнил ожидаемый и полученный продукт.

Ученик сделал

вывод о

 соответствии

продукта замыслу.

Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями.

Ученик предложил несколько критериев для оценки продукта.

Ученик предложил систему критериев для оценки продукта.

Ученик предложил способ оценки продукта.

Ученик высказал свое впечатление от работы над проектом.

Ученик назвал трудности, с которыми он столкнулся при работе над проектом.

Ученик назвал сильные стороны работы над проектом.

Ученик назвал

 сильные

 стороны работы

 над проектом.

Ученик привел причины успехов и неудач (трудностей) в работе над проектом.

Ученик предложил способ(ы) преодоления трудностей (избежания неудач), с которыми он столкнулся  при работе над проектом.

Ученик аргументировал возможность использовать освоенные в ходе проектной работы умения в других видах деятельности.

Ученик проанализировал результаты работы над проектом с точки зрения жизненных планов на будущее.

 

Hosted by uCoz